26.04.2021
Версия для печати

ИМР-2 Уралвагонзавода проявили себя в Чернобыле

ИМР-2 на базе танка Т-72 Уралвагонзавода (в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) была создана инженерами-конструкторами «Омсктрансмаша» (в составе Концерна УВЗ ходит в Госкорпорацию Ростех) в конце 1970 годов. Именно эти инженерные машины разграждения приняли первый удар при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, которая произошла 26 апреля 1986 года.

ИМР-2 изначально проектировались для проводки танковых колонн по местности, которая пострадала от ядерного удара. Машины имели высокую защиту от радиации и позволили экипажам работать в тяжелейших условиях высокого радиоактивного излучения. В Чернобыле технику УВЗ бросили на расчистку наземных завалов и удаление зараженного грунта. ИМР-2 начинали возводить саркофаг вокруг реактора, не просто доставляли, но и устанавливали крановое оборудование. Уже в мае свои задачи выполняли до 12 машин разграждения.

Немногим позже три ИМР-2 при непосредственном участии сотрудников Уральского КБ транспортного машиностроения (в составе Концерна УВЗ ходит в Госкорпорацию Ростех) были оснащены системами тонкой очистки атмосферного воздуха от радиоактивных аэрозолей и получили обозначение ИМР-2Д. В Чернобыле их называли «Динозаврами». Обложенная свинцом машина весом в 65 т обеспечивала ослабление уровня излучения для экипажа в 15 тысяч раз!

В тот период в Чернобыле стояла теплая (22-35°C) погода, изредка шли кратковременные дожди. «Динозавры» действовали по 8-12 часов в день, по 2-4 раза в смену выезжая к развалу блока. Там они были около часа, остальное время затрачивалось на подготовку и дорогу. Конечно, и эти машины не обеспечивали 100-процентную защиту экипажам, но они были лучшими для своего времени.

Кроме того, для работы на ЧАЭС в июне 1986 года во «ВНИИтрансмаше» (в составе Концерна УВЗ ходит в Госкорпорацию Ростех) был разработан и изготовлен роботизированный комплект «Клин-1». Основная его задача - сведение к минимуму присутствия людей в зоне с высоким уровнем радиоактивности. Он включал в себя машину-робота и машину управления.

Машина-робот - это ИМР-2, дооборудованная системой дистанционного управления и четырехкамерной телевизионной системой. Оснащена отвалом, манипулятором, дополнительными приборами контроля радиационной обстановки, набором рабочих средств защиты машины и приборов от радиации и радиоактивной пыли. Масса машины - 49,6 т, скорость движения при дистанционном управлении 5-7 км/ч, защита приборов от радиоактивного излучения 200-300 крат.

Машина управления тоже была спроектирована на шасси ИМР-2. Ее дооборудовали рубкой, шлюзовой камерой, приборами вентиляционной установки и многим другим. Она была разделена на три отделения. Герметизированная рубка являлась рабочим местом экипажа. Отделение вспомогательно-профилактического назначения с размещенным в нем гардеробом служило для смены одежды перед входом в рубку и инструментов. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части.

Все эти машины УВЗ выполнили свои задачи и остались в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.

Сегодня Уралвагонзавод производит инженерную машину разграждения ИМР-3М. Это новый этап развития отечественных инженерных машин. Их функционал остался прежним, изменился (усилился) уровень противорадиационной защиты. ИМР-3М разработана на базе шасси танка Т-72, но по желанию заказчика может быть изготовлена и на базе шасси танка Т-90. Масса машины с тралом – 49,5 тонн, экипаж – 2 человека.

Справочно:

АО «НПК «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) — входит в Концерн «Уралвагонзавод». Является одним из крупнейших машиностроительных комплексов современной России, производителем всемирно известной бронетанковой техники и признанным лидером в производстве грузового подвижного состава на «пространстве 1520». С конвейера УВЗ сошло более 100 000 боевых машин и 1 000 000 единиц железнодорожной техники, в том числе около 50 000 единиц инновационного подвижного состава.

АО «Концерн «Уралвагонзавод» (АО «Концерн «Уралвагонзавод») — один из мировых лидеров в сегменте бронетехники и артиллерии, единственный разработчик и производитель бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) в России, лидер на российском рынке железнодорожной техники. В периметр Концерна входит более 40 предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов в России и за ее пределами. Это известные в России и мире разработчики и производители подвижного состава, коммунальной и дорожно-строительной техники, танков и другой техники.

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе» и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.